Об Эстетике

24.08.2013 15:46

Эстетика, творчество

и исполнительское искусство детей

В Финляндии в городе Лаппеенранта в помещении Центра Русской культуры и языка (Саммонтори 2) в конце декабря 2011 г. открылась выставка работ учащихся и видеопрезентация музыкального образовательного учреждения  пос. Ефимовский Бокситогорского района Ленинградской области.
Само по себе такое событие всегда замечательно, это и взаимопроникновение культур и обмен творчеством детей, говорящих на одном языке, но живущих в разных странах. Это было первое в 2012  году мероприятие в рамках заключенного договора о культурном обмене и сотрудничестве между Центром Русской культуры и языка (г. Лаппеенранта) и Ефимовской Музыкальной Школой.
Дети русскоязычных эмигрантов в Финляндии и их родители, а также представители финской публики познакомились с  деятельностью и достижениями Музыкальной Школы, а также с художественными произведениями российских ребятишек,  оценили яркую фантазию, прекрасный вкус и многообразие техник, в которых выполнены работы, из которых юные жители г. Лаппеенранта   почерпнули много полезного и для себя.
Богатство и разнообразие технических приемов в художественных работах детей 2-3 класса (их на выставке большинство) произвело очень положительное впечатление и дало стимул к дальнейшему совершенствованию собственной работы Центра в области эстетического воспитания школьников.
Исполнительское мастерство и глубокое восприятие музыкальных произведений учащимися Ефимовской Музыкальной школы поражают пониманием музыкальной сути и фактуры играемого и отсутствием механистичности воспроизведения  даже у самых маленьких музыкантов, независимо от уровня их технического мастерства, который, надо отметить, также очень высок. 
Руководители Центра Русской культуры и языка подумали о том, что было бы интересно организовать творческий семинар для преподавателей по обмену опытом эстетического и музыкального воспитания детей школьного и дошкольного возраста как дополнительного образования, а также провести мастер-классы педагогов с обеих сторон.
Вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения приобретают все большую важность в связи с катастрофическим падением общего уровня культуры населения во всем мире, оставляя потребление высокой и сложной культуры элите и  элитным деятелям культуры, а также немногочисленным профессионально образованным ценителям и любителям искусства.
Поэтому любая деятельность по развитию культурного восприятия у всех детей имеет огромную ценность, вскармливая будущее поколение как производителей так и творческих потребителей культуры, способных оценить и сложные произведения искусства, чье восприятие требует подготовки и общей культурной развитости.
Без таких людей спрос на «высокую» культуру в будущем упадет, а огромное культурное наследие человечества останется массово невостребованным, поддерживая и далее миф об "элитарности культуры" и приоритете материальных ценностей. Однако, способность воспринимать и создавать искусство зависит не столько от врожденного таланта, сколько от эстетического воспитания навыков общения с художественной культурой вообще.
Любая работа по развитию эстетического вкуса у детей и выработки у них привычки ежедневного общения с музыкой, литературой, поэзией и изобразительным искусством способствует разрушению этого мифа и динамике не только потребления, но и творческого созидания в области культуры, а также и во всех других областях, так как творческое начало применимо ко всем аспектам человеческой жизни и влияет прежде всего на духовный образ мыслей человека, на его мировоззрение.
Приобщение к искусству и культурным ценностям благотворно влияет на развитие интеллектуальных и духовных способностей детей и делает их более успешными во всех их будущих устремлениях, включая выбор профессии, получение высшего образования, трудоустройство и высокое качество жизни. Оно также растит детей более ответственными и сознательными гражданами не только своей страны, но и своей Планеты.


Елена Пююхтиа

Председатель Общества "Сохранить Знание"
Руководитель Центра Русской Культуры и языка (г. Лаппеенранта)